Как правильно выбрать рацию
Советы по выбору радиостанций
Не существует "идеальных" радиостанций. Для одних условий лучше одни типы и модели раций, для иных - другие. Это обусловлено тем, что рации различных диапазонов частот по-разному себя ведут при наличии электромагнитных помех, при необходимости связываться в отсутствии прямой видимости - наличии сложного рельефа местности, домов, деревьев...
Упрощённо можно сказать - чем выше частота, тем менее восприимчивы рации к влиянию электромагнитных помех. Но при этом - если частота высокая - радиосвязь осуществляется только "прямой" волной - огибания препятствий практически нет. Радиоволна способна обогнуть препятствие, сравнимое с половиной длины волны (а у высокочастотных импортных радиостанций, широко представленных на Российском рынке и работающих в выделенном для гражданской связи диапазоне частот, частота 433/446 МГц - LPD/PMR, что соответствует длине волны около 70 см).
Т.е. дерево с диаметром ствола 35 см или крупный валун являются серьёзным препятствием для радиосвязи в диапазоне 400-470 МГц.
Если лес редкий, то профессиональные рации 433-446 МГц работают вполне прилично, но этот диапазон частот - не для плотного леса и не для сложного рельефа местности с большими перепадами высот.
Существенно лучше в лесу работают рации диапазона 136-174 МГц (длина волны 2 метра), но с точки зрения законодательства за работу на этих частотах надо вносить плату в Радиочастотный центр (кроме узкой полосы, выделенной для радиолюбителей с 3/4 категориями), а сами рации - регистрировать.
Радиостанции выделенного для гражданской радиосвязи диапазона 27 МГц (длина волны около 11 метров) наиболее адекватны для использования в сложных условиях плотного леса и сильно пересечённой местности.
Разумеется, это справедливо при условии адекватных параметров используемой аппаратуры.
Рации диапазона 27 МГц (cb, Си-Би) имеют длину волны около 11м, т.е. радиоволна на этой частоте способна обогнуть плотную группу деревьев или холм 5-6 м в диаметре (эффективно огибается препятствие до половины длины волны, с более ощутимыми потерями - до длины волны). Но такие рации рации плохо дружат с электромагнитными помехами, поэтому их применение оправдано преимущественно на природе - особенно в плотном лесу и в условиях сильно пересечённой местности. Но главная причина более дальной и стабильной связи в лесу низкочастотных (27 МГц) заключается в том, что уровень поглощения плотным лесом мощности радиоизлучения на этих частотах в десятки тысяч раз ниже уровня поглощения мощности высокочастотного (VHF/UHF) радиоизлучения.
Для того, чтобы портативная Си-Би рация обеспечила высокую дальность радиосвязи, нужна не только высокая выходная мощность передатчика. У радиостанций серий Беркут, Егерь и Штурман реальная выходная мощность выше, чем у присутствующих на Российском рынке импортных аналогов (переносных Си-Би раций).
Для достижения максимальной дальности связи в гораздо большей степени важны параметры приёмника рации:
- эффективность работы шумоподавителя (к примеру, в рациях серий Штурман, Беркут, Егерь шумоподавитель открывается сигналом 0,05-0,07 мкВ, а в популярных импортных портативных Си-Би рациях - на уровне 0,5 мкВ, т.е. радиостанции производства КБ Беркут работают с сигналом в 8-10 более слабым, чем импортные аналоги;
- очень важна избирательность (помехозащищённость). Измеряется избирательность в дБ, численное значение - чем выше, тем лучше. У современных моделей раций КБ Беркут, например, избирательность по побочным каналам - более 100 дБ против 60 дБ - типичного значения для импортных раций. Благодаря этому у раций производства КБ Беркут существенно лучше помехозащищённость, что сказывается на дальности радиосвязи в условиях загруженного эфира и дальних прохождений;
- также очень важны ширина динамического диапазона приёмника, эффективность штатной антенно-излучаемой системы.
По всем важным - для достижения максимальной дальности радиосвязи - параметрам Си-Би рации Штурман, рации Беркут, рации Егерь, рации Hunter и рации Tourist существенно превосходят импортные портативные Си-Би рации.
Поэтому радиостанции производства КБ Беркут обеспечивают в тяжёлых условиях плотного леса, сильно пересечённой местности (горы, холмы, овраги, извилистые реки с высокими берегами и т.п.) гораздо более высокую дальность радиосвязи - причём при гораздо большем времени автономной работы и надёжном функционировании как в жару, так и в сильные морозы.
В условиях города оправдано применение высокочастотных раций (136-174 МГц, 433-446 МГц): их дальность связи слабо зависит от уровня электромагнитных помех, они компактны (в том числе и современные ударопрочные и брызгозащищённые профессиональные радиостанции, удобные в использовании и оптимальные в качестве раций для стройки, служб охраны. На открытом пространстве (в поле) прилично работают любые рации.
Конечно, приобретая в салоне сотовой связи пару раций за 1000 рублей не стоит ожидать от них связи на дальние расстояния и надёжной работы. Дешёвые рации оправдывают себя только для связи в офисе, на складе.
Для использования на стройплощадке или для охраны объектов необходимо использовать профессиональные ударопрочные брызгозащищённые радиостанции.
Для водителей-дальнобойщиков необходимы радиостанции диапазона 27 МГц с поддержкой амплитудной модуляции (АМ). Не все современные автомобильные радиостанции имеют режим АМ (это связано с тем, что FM модуляция при аналогичных параметрах радиостанции и антенны обеспечивает существенно более высокую дальность и разборчивость радиосвязи, чем АМ модуляция - что привело к повсеместному использованию FM. Единственными - практически - пользователями АМ модуляции остались водители-дальнобойщики), некоторые только FM (частотную модуляцию).
Конструкторское Бюро Беркут в сегменте "AM/ FM Си-Би рации" выпускает портативные радиостанции модельного ряда Штурман, ориентированные на дальнобойщиков и автотуристов (радиостанции серии Штурман имеют как FM (частотную), так и AM (амплитудную) модуляцию, у раций Штурман хорошие параметры, влияющие на дальность связи; при этом следует помнить, что из салона автомобиля любые рации диапазона 27 МГц - неважно, автомобильные или портативные - надо использовать (из-за экранирующих свойств корпуса машины) с внешними автомобильными антеннами).
работа в автомобиле рации Штурман с компактной 33-см автоантенной:Многие службы такси использует автомобильные радиостанции диапазона 27 МГц с частотной модуляцией (FM). Подробнее о рациях для такси здесь.
Если при работе группы портативных радиостанций с компактными антеннами требуется существенно увеличить зону уверенной радиосвязи - имеет смысл использовать радиостанции с функцией репитера серии Дельта.
Подробнее о дальности радиосвязи радиостанций.
Получить ответы на разнообразные вопросы можно на радио форуме https://радиофорум.рф
Большой весенний тест работы в лесу раций разных диапазонов частот:Законодательство в области радиосвязи
В России для гражданской радиосвязи выделены следующие диапазоны частот:
Частоты продаваемых в России радиостанций
Но уровень мощности передатчика у подавляющего большинства таких раций не разрешённые без регистрации 0,01 Вт (LPD) или 0,5 Вт (PMR), а гораздо выше (обычно от 2 до 10 Вт). Если бы мощность передатчика соответствовала разрешённому уровню - дальность связи была бы крайне незначительной...
- Широко представлены рации диапазона VHF (136-174 МГц) или так называемые "двухдиапазонные" рации VHF/UHF, поддерживающие как частоты в диапазоне 136-174 МГц, так и в диапазоне 400-520 МГц.
Диапазон 136-174 МГц, строго говоря, не является разрешённым для гражданской радиосвязи.
Но в нём есть узкие полоски, выделенные для "радиолюбителей" (для законного использования раций надо быть членом радиоклуба, сдать экзамен на 3-4 категорию, зарегистрировать рацию)
- Сравнительно редко встречаются среди переносных (но сравнительно широко представлены в автомобильных вариантах) - рации диапазона 27 МГц (Си-Би, cb).
Главная причина - более сложная конструкция радиостанций диапазона 27 МГц (относительно высокочастотных (VHF/UHF - 136-174/400-520 МГц) раций.
Требуется схема супергетеродина с двойным преобразованием частоты - это конструкция из сотен деталей, требующая квалифицированной регулировки. И по себестоимости деталей, и по стоимости регулировки, и по цене оборудования, требуемого для производства такие рации гораздо дороже применяемых в современных рациях VHF и UHF диапазонов схем на базе DSP-процессоров.
А применения подобных (прямого преобразования на базе DSP-процессоров) конструкций в диапазоне 27 МГц (cb) не может обеспечить достаточно хороших параметров с точки зрения обеспечения помехозащищённости раций, поэтому распространения не нашло.
К тому же, если применять традиционную - классическую - схему передатчика (которую используют все без исключения зарубежные производители cb оборудования), то у неё в диапазоне 27 МГц (cb) будет невысокий (около 30% при работе на 20-30 см антенны) КПД при работе на сильно укороченные компактные антенны. В cb радиостанциях производства КБ Беркут (Россия) применена оригинальная схема передатчика с рядом достоинств:
- КПД на уровне 70% при работе на любую антенну против КПД в 30% на компактную и около 60% на эффективную длинную (автомобильную, стационарную) в классической схеме передатчика
- Надёжная защита выходного каскада при включении без антенны или с плохо согласованной антенной (в отличии от режима перегрузки в классической схеме передатчика в импортных cb рациях в схемах передатчиков раций КБ Беркут выходной каскад в такой ситуации работает в облегчённом режиме)
- Облегчённый тепловой режим выходного каскада при высокой мощности передатчика позволяет уменьшить вес и габариты рации за счёт отсутствия необходимости громоздких радиаторов
Полезные видео советы:
Летний тест работы в условиях плотного леса раций и перепадов высот на расстоянии до 8,6 км диапазона 27 МГц Штурман-180 и импортных переносных раций диапазонов 145 МГц и 433 МГц :Как выбрать портативные рации с учётом условий радиосвязи и законодательства:
Описание органов управления рации Штурман-90:
Сравнение работы в лесу рации диапазона 27 МГц Штурман-180 и импортных радиостанций диапазона 145 МГц:
Похожие статьи
Популярные статьи
Рекомендуем
- 8 958 682-36-65
- 8 495 196-63-51
- infokbberkut.ru
- 108801, г. Москва, ул. Эдварда Грига, д. 5, к. 467, ООО "КБ Беркут"
- пн-пт с 09-00 до 18-00